Бесконечное количество перерождений называется колесом Сансары. У него нет начала и нет конца, но есть отличительный признак – страдание. Человечество с незапамятных времен искало ответ на вопрос: возможно ли освободиться от страданий? Многие религиозные и философские учения предлагали свой путь к освобождению, в том числе и йога.
Посмотрим на йогу в этом ракурсе. Йога не интересуется объективной вселенной, отстраненными философскими проблемами. Гносеология ее не интересует. Знание ради знания не имеет никакой цены. Йога прагматична. «Как достигнуть блага?» — вот фраза из Бхагавадгиты, которую можно принять лейтмотивом йоги.
Человек несчастен. Это не нуждается в доказательстве. Все есть страдание, или ДУКХА. Люди стараются убежать от этого факта, но это им удается лишь ненадолго. Вся жизнь, от младенчества до старости, весь опыт есть дукха. Йога смотрит на страдание, как на болезнь. Чтобы бороться с этой болезнью, нужно понять ее причины и найти лекарство. Причин несколько.
Одна из них — изменчивость, эфемерность. Все изменчиво. Одно желание сменяет другое. Одна и та же вещь, желанная в определенном отрезке времени, становится нежеланной в другом. Желающий и желаемое претерпевают постоянное изменение.
Сам механизм «удовлетворения желаний» имеет тенденцию к привыканию. Нечто, доставляющее удовольствие сейчас, скоро становится обыденностью, приедается. Нужно наращивать интенсивность возбуждения, чтобы получать тот же эффект.
Это как с наркотиками. Человек быстро привыкает к дозе, и ему нужно все больше и больше. А если не увеличивать количество, эффект не достигается. В случае уменьшения уже привычной дозы, начинается страданье. Это — закон. Так бывает не только с наркотиком, тот же механизм действует во всем. Деньги, власть, популярность — все это действует аналогично.
Исходя из этого, йоги делают вывод, что невозможно найти удовлетворения во внешнем мире. Счастье, наслаждения, все то, к чему стремится обычный человек, НЕДОСТАТОЧНО желанны йогу, ибо он знает об их конечности.
Еще одна причина страданий – это страх смерти. Человек, в отличие от животных, еще в детстве осознает, что и он, и все его близкие движутся навстречу неминуемой гибели. После, вырастая, люди погружают этот страх глубоко в себя. Но он постоянно вырывается, отравляя всю жизнь.
Вот в конспективном виде признаки сансары. Из-за этих причин человек страдает, и ничего внешнее не может освободить его от этого страдания.

Но есть ли выход? Человек не может просто одним усилием мысли, вырваться из лап сковывающих его страхов и ограничений. Даже если логически он понимает, что молодость конечна – он все равно грустит, наблюдая, как увядает красота, даже если он осознает, что смерть этого тела абсолютно неизбежна – разве от этого его сердце не перестает сжиматься от страха?
Йога представляет собой путь от страданий к счастью. Именно путь, долгий и нелегкий, а не чудесную быстродействующую таблетку, о которой так мечтают многие. Дорога к освобождению, уже не раз пройденная мастерами древности, описана в различных ведических трактатах. Знания есть и в наш информационный век вполне доступны. Вопрос лишь в том, хватит ли сил пройти этот путь до конца.
Что же предлагает йога?
Во-первых, это освоение и внедрение в свою повседневную жизнь строгих морально-этических правил (яма-нияма). Для многих современных людей данный пункт прочно ассоциируется с религией. «Не соблюдаешь нравственные нормы, тогда Бог тебя накажет»… Раз йога говорит, о невозможности продвижения в ней без освоения этических принципов, значит, предполагается, что есть «кто-то», кто поступки «грешников» оценит и накажет, то есть йога – есть религия. Да, согласно йоге наказание за наши проступки будут, только наказывать мы будем себя абсолютно самостоятельно и по всей строгости «вселенских законов».
Первый пункт кодекса моральных законов йога - ахимса или «ненасилие». Что есть насилие? Это ярость, агрессия, раздражение, злость. Может ли человек, испытывая подобные эмоции, быть счастливым? Очень маловероятно…. Но можно ли избавиться от гнева и злости, просто сказав, себе СТОП? Случись какая-то болезненная ситуация и старые привычки и реакции выйдут наружу. С умом очень сложно работать, а именно наши мысли и рождают наши поступки. Способны ли мы сразу контролировать негативные мысли? И тут на помощь нам приходит важный закон - внешнее и внутреннее едины. Поэтому в начале своего пути йогу предлагают отказаться хотя бы от физического насилия по отношению к окружающему миру, и тогда станет возможным избавиться от разрушающих его самого эмоций.
Второй кодекс – сатья, «правдивость». На внешнем уровне - остановка вранья другим, на внутреннем - остановка вранья себе.
Третий – астея, «не воровство», то есть не присвоение себе чужого, а на внутреннем уровне – отказ от зависти.
Четвёртое, апариграха или «не накопительство» - не принятие даров, отказ от лишнего имущества, а по сути, избавление от жадности.
Пятый, брахмачарья или «воздержание». На физическом уровне – умеренное удовлетворение базовых потребностей, связанных с инстинктами, в более полном смысле - это контроль над желаниями, самодисциплина, самоконтроль.
Таковы 5 законов Ямы (5 принципов внешнего поведения).
Следом идут 5 кодексов ниямы (принципы внутреннего поведения).
Первый из них шауча или «очищение». Практик соблюдает чистоту не только физическую (омовения, шаткармы, правильное питание), но и умственную (следит за тем, какую информацию загружает в себя, какие книги читает, с кем он общается).

Следующей ниямой является сантоша, «удовлетворенность». Ее смысл заключается в скромности и умении довольствоваться тем, чем обладаешь. Смыслом данного принципа является принятие всего таким, как оно есть. Человек учится быть счастливым вне зависимости от внешних обстоятельств.
Тапас является третей ниямой и происходит от корня «накалять», «нагревать». Значение данного принципа можно охарактеризовать как рвение, усердие, внутренний огонь. Высокий уровень внутреннего огня поддерживает регулярная и настойчивая практика асан и пранаям. Тапас можно рассматривать и как постоянное превосхождение собственных ограничений. С помощью тапаса мы нарабатываем внутренний огонь — огонь целеустремленности. Его можно использовать как для достижения власти, богатства и магического могущества, так и для очищения своей психики.
Свадхьяя– четвёртый принцип Ниямы. Принцип «свадхьяя» означает «самоизучение», «самопознание». Методы получения знаний могут быть разными – изучение священных текстов, чтение мантр или медитация, общение с Учителями. Йога – система практическая. Здесь знать, означает – уметь. Если вы умеете вычислить площадь фигуры – это знание, а если вы прочитали, что в Африке есть крокодилы – это информация. Если вы убеждены, что у человека есть чакры, то это – информация, а если вы умеете пользоваться энергиями чакр, то это – знание. Информацию человек может получить из внешних источников, знание - только благодаря собственным усилиям и собственному опыту. При любой духовной практике, главное для человека – познание самого себя. Самопознание — основа самореализации.
Ишвара-Пранидхана, или «посвящение всех своих трудов богу» - последний принцип ниямы. Все, чем мы пользуемся в этом мире, дано нам временно и будет отнято постоянно изменяющейся и эволюционирующей Природой. Осознать это — значит сделать большой шаг к внутреннему счастью и к реализации Ишвара-Пранидханы. После этого осознания у йогина не остается иного разумного выбора, как совершение любого действия ради радости самого действия, стремясь все делать безупречно. Разве можно предложить Вселенской Гармонии несовершенный борщ, некачественное строительство, плохо сделанный отчет или программное обеспечение со множеством ошибок? Ведь «как аукнется — так и откликнется»! Но если человек глуп и ради сиюминутного личного блага готов пренебречь голосом Совести, ему будет очень сложно совершать идеальные действия. Эгоистичные люди постоянно попадают в неприятные ситуации, даже не догадываясь, что это явилось следствием подмены ими законов Природы другими законами, идущими вразрез со стремлением мира к красоте и гармонии всеобщего существования. Достаточно здраво осмотреть окружающий мир, чтобы в сердце зародилась волна уважения и любви к той безграничной движущей Силе, которая лежит в основе всего сущего. Поддержание этой волны, следование за ней — это и есть реализация принципа Ишвара-Пранидхана.

Йога – практичное знание. Как базис своей системы она предлагает практику очиститься от злобы, зависти, жадности, научится обуздывать свои инстинкты, следить за чистотой тела и сознания, поддерживать постоянную дисциплину, заняться самопознанием, осознать свое единство с природой. Даже освоив лишь первую ступень йоги (Яму и Нияму), человек уже сможет преодолеть многие ограничения.
Затем йогин приступает к совершенствованию тела с помощью асан, учится контролировать свое дыхание и ум через пранаямы, тренирует ум не отвлекаться на внешние раздражители (пратьяхарта). На следующей ступени йог приобретается способность удерживать внимание на выбранном объекте, не воспринимая ничего более (дхарана). На последующей ступени, дхьяне, требуется более высокая степень сосредоточения, чем в дхаране. Это собственно и есть медитация как таковая. Это восприятие объектов без размышления. Без осознавания. Напрямую.
И последняя ступень классической йоги – это самадхи. Состояние, когда индивидуальное сознание человека становиться частью вселенского сознания, получая его колоссальный опыт и знания.
Именно через состояние сверхсознания человек обретает возможность выйти из колеса Сансары (круговорота жизни и смерти, радости и страданий). Получив, эту способность он может уйти из мира либо вернуться и помогать другим, найти путь к освобождению. Но это уже совсем другая история…
Путь йоги не прост, требует огромных усилий и работы над собой. Но с другой стороны разве достаточно для счастья лишь есть, спать, размножаться, оборонятся? Тут вспоминаются слова из классики:
Подъем, трамвай, четыре часа в конторе или на заводе, обед, опять трамвай, еще четыре часа работы, ужин, сон; понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, все в том же ритме – вот путь, по которому легко идти день за днем. Но однажды возникает вопрос : "Зачем?"./ Альберт Камю "Эссе об абсурде"
Действительно, чем не история абсурда…
Да, у человека есть цели в материальном мире: посадить дерево, родить сына, построить дом. Но разве где-то внутри нам не хотелось бы чего-то большего, выйти куда-то в Terra inkognita («непознанную землю»), вырваться за пределы своего обыденного существования? Благо для этого наши предки оставили карту - учение йоги. И тот, кто будет способен воспользоваться ею, сможет осуществить свой самый большой шаг – выйти за пределы Сансары.

@темы: Интернет, йога